Одежда в авиационном стиле

Куртка-пилот, бомбер. История

История летной куртки началась на заре авиации. Еще во время Первой мировой войны кабины боевых самолетов не оснащались защитными стеклами и одной из многочисленных проблем, с которыми столкнулись на большой высоте первые летчики, стали холод и сильный ветер. В тот период самым оптимальным решением этой проблемы стало использование натуральной кожи для пошива летных курток. Помимо всего, кожаная куртка защищала пилота и от огня, в случае возникновения пожара на борту. Настоящая кожа совсем не горит, оказавшись в пламени, а лишь постепенно обугливается, в отличие от синтетической ткани, которая вспыхивает в миг.

Название данной куртки безусловно связано с профессией – летная куртка - «flight jacket», или «bomber jacket» - так как носили ее пилоты бомбардировщиков. В дальнейшем за курткой такого фасона закрепилось название «bomber» (бомбер). Также на слуху у всех название летной куртки - «пилот».

Даже если вы далеки от авиации, вы наверняка видели летную куртку, аналоги оригиналов, воспроизведенные с максимальной точностью на «звездах» Голливуда, в кинематографе, в таких известных фильмах как «Перл Харбор», «ТopGun», «Индиана Джонс» и др.

Фасон летной кожаной куртки был утвержден в 1917 году. Главные ее отличия – это высокий воротник, прочные надежные молнии, облегающие манжеты и пояс, отороченные мехом. Летные прочные долговечные куртки обеспечили для своего обладателя удобство, безопасность, функциональность и комфорт.

Первыми, кто наладил масштабное производство летных курток, стали британцы. Основателем этой компании стал Лесли Ирвин. В авиации он известен также разработкой и испытанием первого в мире парашюта. В 1926 году он создал куртку Irvin Jacket. Его компания являлась основным поставщиком курток в Королевских ВВС практически всю Вторую мировую войну.

Вслед за британцами свои вариации летных курток представили американцы (модели В-3, В-6, ANJ-4, A-2 и G-1). Американские пилоты, продвигаясь вверх по службе, нашивали на свою летную куртку эмблемы эскадрилий, шевроны, различительные знаки. А некоторые даже рисовали на спине куртки целые картины - чаще всего наносили изображения полуголых девушек, героев мультфильмов, а также справа на спине - изображения бомб, их количество равно было числу выполненных бомбометаний. Пилоты морской авиации обычно носили эмблемы всех своих подразделений, в которых приходилось служить, в отличие от армейских пилотов, которые старые нашивки (шевроны) отпарывали. Эмблемы нашивались или иногда печатались на левом рукаве, а щит определенной воздушной армии на правой.

Первая нейлоновая куртка-бомбер была разработана в 1944 год, модель назвали В-15. Она использовалась американским ВВС вплоть до 60-х годов прошлого века. Помимо воротника из стриженной овцы, трикотажных манжетов и материала - нейлона, главной особенностью данной куртки стала впервые использовавшаяся в дизайне деталь – карман на молнии, расположенный на рукаве. Использовали его для хранения необходимых пилоту мелочей, и из-за этого названный «сервисным», хотя было и другое у него название – «сигаретный». Эта деталь исторической куртки до сих пор актуальна и без нее трудно представить ни один бомбер.

Выпуск модели В-15 был прекращен, этому послужило изменение конструкции самолетов, увеличение их скорости и высоты полета, и как следствие – ужесточение погодных условий в кабине самолета. И следующим эволюционным развитием, в 1949 году, стала модель МА-1. В отличие от В-15 в новой модели убрали из дизайна меховой воротник – он мешал пилотам при эксплуатации парашюта – его заменили на трикотажный.

Знаменитая оранжевая подкладка бомбера МА-1 в наше время известна во все мире. Но изначально в этой модели подкладка была серо-зеленого цвета. Лишь в 1963 году ее цвет поменялся и сделано это было не спроста - на случай аварийной посадки или катапультирования из кабины пилота. Вывернув куртку наизнанку, пилот надевал куртку, для облегчения спасательным командам его поисков с высоты. На подкладку курток во время войны во Вьетнаме нашивали кусок ткани, «blood chit», на который наносилось надписи на азиатских языках, сообщавшие о том, что владелец куртки является американским летчиком и просит сопроводить его в американское посольство за вознаграждение.

Силуэт бомбера МА-1 стал основой для всех современных курток авиационных брендов.

После окончания войны во Вьетнаме число армейских заказов курток сократилось, и компания Alpha Industries – основной поставщик для ВВС США – начинают продажу гражданским. Бомберы охотно захватывают сначала Америку, следом за ней и Европу.

Конечно, сейчас профессия пилота стала более безопасна и комфортна, но стиль летчика трудно представить без кожаной куртки-пилота. Как самолет трудно представить без неба, так и летчика без кожаной куртки.

В 90-х годах многие известные на весь мир дизайнеры использовали в своих коллекциях силуэты бомберов. С тех пор пилотские куртки закрепились в мужском гардеробе.

В наше время куртка-пилот уже успела проникнуть в мир не только мужской моды, но и женской. Наиболее популярны винтажные фасоны курток, воссоздающий оригинальный покрой летных курток прошлого. Винтажный стиль одежды всегда актуален, от того куртки-пилоты сейчас являются must-have у любого ценителя моды и стиля.


© John Douglas, 2010–2017